Статья опубликована на сайте https://its.1c.ru/
Законодательство предписывает выплатить уволенному по сокращению сотруднику средний заработок за третий месяц нетрудоустройства по решению центра занятости (ч. 3 ст. 178 ТК РФ). При этом в самой норме установлено, что выплата производится в исключительных случаях. Такие исключительные случаи в ТК РФ не перечислены.
Центры занятости почти всем, кто встал на учет в качестве безработного в течение двух недель с даты увольнения, выдают решения о выплате среднего заработка за третий месяц. Однако такие решения всё чаще признаются незаконными по искам бывших работодателей. Так произошло и в случае, рассмотренном Седьмым кассационным судом.
Судьи отклонили доводы работника о том, что его жизненные обстоятельства являются исключительными, несмотря на детей-иждивенцев и оплату очного обучения одного из них. В определении от 02.03.2022 по делу № 88-3473/2022 судьи отметили, что отсутствие в законе перечня исключительных случаев не позволяет принимать решение о сохранении заработка только на основании своевременной постановки на учет и отсутствия работы.
Органы занятости должны не только устанавливать наличие формальных условий для получения выплаты, но и учитывать иные обстоятельства, имеющие значение для решения этого вопроса. Служба занятости не может произвольно определять, является ли конкретный случай исключительным или нет.
Судьи учли, что уволенный холост (хотя имеет детей), а также то, что он снялся с учета в службе занятости сразу после получения решения о выплате заработка за третий месяц. Это, по мнению судей, свидетельствует о том, что бывший работник не заинтересован в предложениях от службы занятости.