ФНС России разъяснила полномочия налоговых инспекций по проверке взаимозависимых лиц

ФНС России разъяснила полномочия налоговых инспекций по проверке взаимозависимых лиц

Статья опубликована на сайте https://its.1c.ru/

Сделки между взаимозависимыми лицами (и лицами, приравненными к взаимозависимым) подлежат особому контролю со стороны ФНС России: цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать рыночным в сопоставимых сделках между независимыми лицами.

О контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами организации и ИП уведомляют налоговые органы (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). О том, какие сделки являются контролируемыми, читайте в статье. По одной и той же сделке уведомление подает каждая из взаимозависимых сторон. Об обнаружении фактов совершения контролируемых сделок налоговая инспекция извещает ФНС России и уведомляет об этом налогоплательщика (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

ФНС России подчеркивает, что сделка признается контролируемой в силу положений НК РФ. Неотражение сделки в уведомлении (равно как отсутствие в извещении) не влияет на признание ее контролируемой (письмо ФНС России от 29.01.2024 № ШЮ-4-13/796@).

При этом у инспекций нет полномочий на определение рыночных цен для целей налогообложения в контролируемых сделках (п. 2 ст. 105.3 НК РФ). Истребование у налогоплательщика документации по конкретной сделке (группе однородных сделок), глобальной и национальной документации недопустимо, так как это полномочия ФНС России.

Кроме того, ИФНС не вправе самостоятельно (то есть без распоряжения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным. В случае истребования ИФНС у налогоплательщика документов по таким сделкам обязательно должно прилагаться поручение о таком истребовании с подписью заместителя руководителя ФНС России.

Как отмечает ФНС России, в отношении подаваемых налогоплательщиками уведомлений полномочия территориальных налоговых органов ограничены (ст. 105.3105.14105.16105.17129.4 НК РФ):

  • приемом уведомлений о контролируемых сделках, контролем корректности и полноты их заполнения;
  • привлечением налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений;
  • формированием извещений при выявлении сделок, не отраженных в уведомлениях;
  • сопутствующими полномочиями технического характера (сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениям ФНС России в порядке статьи 93.1 НК РФ и т. д.).

В то же время налоговая инспекция вправе:

  • доначислить налоги по контролируемой сделке. Это возможно, если инспекция сможет доказать, что налогоплательщик заключал сделки для получения необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ);
  • проверить соответствие учтенных расходов требованиям ст. 252 НК РФ;
  • сообщить в ФНС России по ценообразованию (далее – МИ по ценам) о своих предположениях, что цена по контролируемой сделке отклоняется от рыночной, и направить подтверждающие документы;
  • запросить пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ, если при сдаче уточненной декларации по налогу на прибыль налогоплательщик самостоятельно скорректировал базу и сумму налога (показатели Листа 08), но не представил сведения для идентификации сделки (номер и дату договора, предмет сделки, стоимость, используемый метод при определении доходов (прибыли, выручки) для уплаты налогов, сведения об участниках сделки и иную значимую информацию). Пояснения не запрашивают, если уточненная декларация представлена по результатам контрольно-аналитической работы МИ по ценам, о чем ИФНС была уведомлена.