Статья опубликована на сайте https://its.1c.ru/
С 01.01.2024 уточнены отдельные положения расчета транспортного налога. Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ (далее – Закон № 389-ФЗ). Какие ситуации урегулированы поправками? Об этом далее.
В настоящее время объектом налогообложения не признаются ТС, находящиеся в розыске, и ТС, розыск которых прекращен, но они не возвращены владельцам. При этом факт угона налогоплательщик должен подтвердить (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Контролирующие органы в числе подтверждающих документов называют справку об угоне, постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, выданные соответствующими подразделениями ОВД (письма Минфина России от 06.02.2019 № 03-05-06-04/6941, ФНС России от 28.08.2020 № АБ-4-21/13878@). Поправками, предусмотренными Законом № 389-ФЗ, порядок освобождения от налогообложения ТС, находящихся в розыске (и розыск которых прекращен), с 01.01.2024 скорректирован следующим образом.
ТС в розыске теперь признаются объектом налогообложения, однако на период их розыска владельцы ТС по-прежнему освобождены от уплаты налога по ним. О том, как воспользоваться правом на освобождение, подробно описывается в новом пп. 3.5 ст. 362 НК РФ (пп. "б" п. 98 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона № 389-ФЗ).
По новой норме для освобождения от уплаты налога необходимо подать заявление в инспекцию о прекращении исчисления транспортного налога. Вместе с заявлением налогоплательщик вправе подать документы, выданные уполномоченным органом, которые подтверждают нахождение ТС в розыске или тот факт, что розыск прекращен, а ТС не возвращено налогоплательщику.
Заметим, что сейчас заявление организации представлять не требуется, нужны только документы, подтверждающие факт угона ТС.
Форму заявления, порядок его заполнения и формат подачи определит ФНС России. При этом даже если налогоплательщик не обратится в налоговый орган с указанным заявлением и документами, налог за период розыска ТС все равно не платится, поскольку информацию о факте угона инспекция получит в порядке межведомственного обмена от органов МВД России (пп. "в" п. 101 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона № 389-ФЗ).
На наш взгляд, заявление о прекращении исчисления налога все-таки нужно представить. Если информация от органов МВД не поступит в инспекцию оперативно, такое заявление подтолкнет инспекцию сделать самостоятельный запрос сведений о факте угона и розыска ТС.
В соответствии с п. 3.1 при прекращении существования ТС по причине гибели или уничтожения для освобождения от уплаты налога по нему нужно представить в налоговый орган заявление по установленной форме. С 01.01.2024 налогоплательщики не обязаны подавать упомянутое заявление. В рассматриваемом случае уплата налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения ТС на основании сведений, полученных налоговым органом в порядке межведомственного обмена (пп. "а" п. 101 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона № 389-ФЗ). Тем не менее целесообразнее представить указанное заявление.
Действующей редакцией НК РФ не предусмотрены правила расчета налога в случае, когда в течение года налогоплательщик меняет свое место нахождения (место жительства) либо когда ТС перерегистрируют с одного обособленного подразделения организации на другое. Напомним, что согласно п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог и авансовые платежи по нему владельцы ТС платят в бюджет по месту нахождения ТС по ставкам, установленным в соответствующем регионе. Местом нахождения транспортных средств (за исключением водных и воздушных ТС) признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физлица, на которых зарегистрировано ТС (п. 5 ст. 83 НК РФ).
Так, ФНС России пояснила, что транспортный налог исходя из нового места нахождения (места жительства) налогоплательщика, его обособленного подразделения необходимо платить с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли перечисленные изменения (письма от 31.08.2022 № БС-4-21/11473@, от 20.10.2021 № БС-4-21/14849@). С 01.01.2024 порядок, рекомендованный ФНС России, будет закреплен в новом п. 3.6 ст. 362 НК РФ (пп. "в" п. 101 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона № 389-ФЗ).
В ст. 362 НК РФ с 01.01.2024 появится новый п. 3.7, которым предусмотрен порядок исчисления налога в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода характеристик ТС (пп. "в" п. 101 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона № 389-ФЗ).
Указано, что в такой ситуации налог (авансовый платеж) рассчитывается с учетом коэффициента из п. 3 ст. 362 НК РФ. Получается, что в таком случае коэффициент определяется дважды:
Полагаем, что под изменением характеристик понимается замена двигателя, ведь величина налога зависит от его мощности (ст. 361 НК РФ).