Закон о повышении ставки налога на прибыль принят

Закон о повышении ставки налога на прибыль принят

Cтатья опубликована на сайте https://its.1c.ru/

Президент РФ подписал Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, который предусматривает масштабные изменения в системе налогообложения с 2025 года (налоговая реформа). Изменения затронули в числе прочего налог на прибыль и вступят в силу с 01.01.2025. Обозначим наиболее важные изменения.

Ставки налога на прибыль выросли

Изменения касаются повышения как общей ставки для расчета налога, так и некоторых специальных ставок.

  1. Повышение общей ставки с 20 до 25 %.

    Сейчас налог на прибыль большинство организаций рассчитывают по ставке 20 % (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом в период 2017–2030 гг. сумма налога, исчисленная по ставке 3 %, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 17 % – в бюджет субъекта РФ.

    С 01.01.2025 ставка, налог по которой зачисляется в федеральный бюджет, увеличится до 8 %. Соответственно, совокупная общая ставка налога на прибыль составит 25 %. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 8 %, подлежит зачислению в бюджет только в 2025–2030 гг. В дальнейшем в федеральный бюджет будет поступать 7 %, а в бюджет субъекта РФ – 18 %.

  2. Повышение ставки для ИТ-организаций.

    В настоящее время ИТ-организации, которые имеют госаккредитацию и у которых доля дохода от ИТ-деятельности в общем объеме поступлений по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 %, не платят налог на прибыль, т. к. ставка для них составляет 0 % (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). С 2025 года по 2030 год (включительно) ставка, по которой такие плательщики будут исчислять налог, составит:

    • 5 % – в отношении части налога, зачисляемого в федеральный бюджет;
    • 0 % – в отношении части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.

    При этом для ИТ-компаний, созданных в результате реорганизации, предусмотрены особенности применения указанной налоговой ставки.

  3. Повышение ставки для иностранных компаний.

    Прибыль иностранных организаций, которая не связана с ведением деятельности в РФ через постоянное представительство, будет облагаться налогом по ставке 25 %. Сейчас налог уплачивается по ставке 20 %. Напомним, что налог в указанном случае исчисляет, удерживает из дохода иностранной компании и перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 1 ст. 310 НК РФ).

  4. Введение пониженной ставки для организаций, владеющих лицензиями на пользование участками недр.

Так, в отношении прибыли, полученной от деятельности по освоению участков недр, ставка налога установлена в размере 20 %. При этом в 2025–2030 гг. 3 % зачисляются в федеральный бюджет, а 17 %  – в бюджеты субъектов РФ. Пониженная ставка применяется при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках деятельности по освоению недр и иных видов деятельности.

Изменения в применении повышающих коэффициентов

Действующей редакцией НК РФ предусмотрено применение повышающих коэффициентов при учете отдельных видов расходов. В частности, с коэффициентом 1,5 учитываются:

  • расходы на приобретение основных средств (их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования), которые включены в Реестр российской радиоэлектронной продукции, относятся к сфере искусственного интеллекта, включены в Перечень российского высокотехнологичного оборудования, при формировании первоначальной стоимости ОС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ);
  • расходы на приобретение или создание амортизируемых нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных при формировании первоначальной стоимости таких НМА (абз. 13 п. 1 ст. 257 НК РФ);
  • расходы на НИОКР, названные в Перечне, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2008 № 988 (п. 7 ст. 262 НК РФ);
  • расходы на приобретение права использования программ для ЭВМ и баз данных, которые включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Со следующего года такие расходы будут учитываться с коэффициентом 2.

Введение федерального инвестиционного вычета

По действующим нормам налог на прибыль (авансовый платеж по налогу), который зачисляется в региональный бюджет, можно уменьшить путем применения инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ). Суть его состоит в том, что расходы на приобретение и модернизацию основных средств, на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, пожертвования, перечисленные НКО, государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также иные расходы, поименованные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, в определенных пределах уменьшают налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ. См. об этом в статье.

С 2025 года вводится также федеральный инвестиционный вычет (новая ст. 286.2 НК РФ). Этот вычет позволит уменьшать сумму налога на прибыль (или авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет.

В федеральный инвестиционный вычет войдут затраты, составляющие первоначальную стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), а также величину изменения первоначальной стоимости ОС и (или) НМА в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. При этом такой вычет не может превышать 50 % совокупности названных затрат.

Уменьшение налога (авансового платежа) производится в том периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС или НМА и (или) изменена их первоначальная стоимость. В результате сумма налога (авансового платежа) может быть уменьшена до нуля.
Если величина вычета превысит сумму налога (авансового платежа) к уплате, то разницу можно учесть в счет уплаты налога (авансового платежа) будущего периода. Однако Правительство России установит максимальный период, в пределах которого правомерно учесть остаток вычета.

Решение об использовании права на федеральный инвестиционный вычет организации необходимо закрепить в учетной политике.

Вычетом смогут воспользоваться также налогоплательщики, входящие в одну группу с лицом, которое произвело расходы на приобретение ОС или НМА (сооружение, изготовление, доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию).

При этом не имеют права на федеральный вычет следующие организации:

  • иностранные организации – налоговые резиденты РФ;
  • организации, которые являются участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
  • организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат, попутный газ);
  • организации, осуществляющие производство подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, подакцизного винограда, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, нефтяного сырья, состоящего из газового конденсата стабильного и (или) сжиженного углеводородного газа).

Отметим, что объекты ОС и НМА, в отношении которых организации воспользовались правом на федеральный инвестиционный вычет, не подлежат амортизации.

В случае выбытия (кроме ликвидации) ОС или НМА, в отношении которых налогоплательщик применил вычет, до истечения срока их полезного использования возникнут определенные налоговые последствия. Так, необходимо будет восстановить и перечислить в бюджет сумму налога, не уплаченную в связи с применением вычета, вместе с начисленными на нее пенями. Пени нужно рассчитать со дня, установленного для уплаты налога.

Если в рассматриваемой ситуации правом на вычет воспользовалась иная организация, которая входит в одну группу с налогоплательщиком, то последний обязан в течение 10 дней сообщить ей о выбытии ОС или НМА. В то же время о последствиях несообщения контрагенту такой информации в законопроекте не сказано.

Таким образом, принятым законом предусмотрены общие положения в отношении нового вычета. При этом Правительство России должно будет установить:

  • категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет;
  • категории и признаки ОС и НМА, к которым применяется указанный вычет;
  • порядок и условия применения федерального инвестиционного вычета;
  • порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета;
  • условия отказа от вычета;
  • виды нарушений, при наступлении которых организация обязана восстановить и уплатить сумму налога, которая не была уплачена в связи с применением вычета, а также пени.

Для этого должны быть приняты отдельные нормативные акты.